В этом году Литовская таможня празднует юбилей – четверть века со дня воссоздания ее деятельности. Слово «таможня» в Великом княжестве Литовском произошло от  славянского «мытня», «мыто», означающее «чистый», «помытый» либо, иначе интерпретируя, пропуск через границу легального товара, за который уплачены налоги.

Источник — «Литовский курьер»

Существующая система таможенного контроля импортируемых товаров представляет собой своеобразное сито на границе, с помощью которого таможенники пытаются отсеять добросовестных участников внешнеэкономической деятельности от нарушителей. Критериев, по которым определяются потенциальные нарушители, достаточно много, более того, они постоянно изменяются.

В чем особенность работы Литовской таможни сегодня? Об этом  в беседе с заместителем Генерального директора Таможенного департамента Литвы – временно исполняющим функции генерального директора Йонасом Мишкинисом.

— Таможня Литвы, как и таможни других европейских стран, входящих  в Таможенный союз, отвечает за выполнение политики международной торговли, – отметил Йонас Мишкинис, – отслеживает исполнение норм, регулирующих международную торговлю с целью обеспечения безопасности как рынка товаров, так и граждан.

Литва  находится на границе, где соединяются два огромных рынка Евросоюза и Таможенного союза Евразийского экономического союза, в которых разная система налогооблажения и, соответственно, разница в ценах. В секторе логистики в Литве создается около 18 проц. добавленной стоимости. Весь поток грузов приходится обслуживать Литовской таможне. Мы находимся под двойным прессом:  с одной стороны, должны тщательно проверить, с другой – обеспечить пропускную способность товаров и людей. От уровня оказываемых нами услуг  в конечном итоге зависит конкурентоспособность предпринимателей. Ведь потоки грузов «выбирают» те страны, где услуги логистики наиболее развиты.

При обслуживании таможня должна гарантировать,  чтобы товары поступали на рынки ЕС  в соответствии с действующими нормами  и правилами. Ведь движение потока  товаров на внутренних границах уже свободное. Таким образом, значительный объем работы возлагается на нашу таможню.

— Какие чаще всего встречаются нарушения?

— Один из основных контрабандных товаров – сигареты. Большая часть контрабанды – транзитная, так как в странах ЕС стоимость табачных изделий еще выше, чем в Литве. Но так как мы контролируем внешние границы ЕС, то наша задача – выявить контрабандные товары. Только в этом году было задержано табачных изделий на 22 млн евро. В общем объеме нелегально поступающих сигарет контрабанда российских сигарет составляет только 5 проц. Основная доля контрабандных сигарет – белорусские. В этом году мы обратили внимание на новую тенденцию – увеличение потока контрабандных сигарет на границе  с Латвией.

Но есть и утешающие моменты. Растет рынок легальных сигарет в Литве —  в этом году примерно на 8 -10 проц. Кроме того, рост потребления легальных сигарет выявило и исследование, проводимое по так называемым «пустым пачкам». Собирают и по определенной методике подсчитывают пачки сигарет с акцизными бандеролями и без них. Такое исследование проводится уже более десяти лет. По его данным, были годы, когда выявлялось даже более 30 проц. контрабандных сигарет, в этом году – 19 проц.

Деньги, полученные от контрабанды, могут вкладываться и в другие нелегальные действия. Увеличиваются потоки наркотиков. За последние два года их количество составило более одной тонны. В этом году изъято 422 кг наркотиков, что по ценам черного рынка составляет около 14 млн евро.

Другая область контрабанды, которая требует особого внимания, – нелегальная торговля топливом. По действующему порядку топливо, которое ввозится на льготных условиях, нельзя продавать или использовать для другого транспортного средства. Существуют изощренные способы по провозу топлива, поэтому таможенники вынуждены более тщательно проверять транспортные средства, что и создает очереди на границах. Но в настоящее время ситуация изменилась. С одной стороны – подешевело топливо, с другой – наши перевозчики переориентировались на западные рынки. Внутренний рынок потребления топлива также положительно отреагировал. Сбор акцизных налогов за топливо увеличился  и даже зафиксировано перевыполнение плана.

Литовская таможня контролирует потоки наличных денежных средств. По действующему порядку при пересечении границы надо декларировать, если вы провозите более 10 тысяч евро. Замечу, что можно провозить любую сумму, только наличные средства свыше 10 тысяч евро подлежат декларации. Потребность в наличных бывают  у тех, кто приезжает покупать автомобили в Литву или рассчитывается за крупные партии товаров наличными. Часто такие нарушения взаимосвязаны с  элементами теневой экономики. В этом году было конфисковано 814 тысяч евро незадекларированных наличных денег.

Кстати, таможня контролирует соблюдение прав интеллектуальной собственности. Мы, к примеру, устанавливаем случаи незаконного использования товарных знаков. В этой связи хотел бы обратить внимание читателей, что если вы заказываете товар по Интернету   и не уверены в правовом использовании товарного знака известной фирмы (допустим, какие-то кроссовки якобы фирмы «Адидас»), то должны знать, что такой товар будет изъят при проверке таможенниками.

— Не является ли контрабанда сигаретами, топливом следствием просчетов  в экономике? Зарплаты  у нас близки к белорусским, а цены – к немецким… А ведь если был бы сбалансирован рынок цен, таможня смогла бы больше внимания уделить другим нарушениям.

— Евросоюз сознательно выбрал повышение акцизного налога на сигареты, что в конечном итоге оказало положительное влияние на борьбу с курением. Впрочем, и у нас в Литве изменилось отношение к курению, ограничено курение в общественных местах, на рабочих местах.

Контрабандой сигарет в крупных размерах занимаются преступные группировки. Преступный мир всегда найдет, чем заняться, на смену контрабанде сигаретами могут прийти наркотики.

Существует так называемая «социальная» контрабанда. Это социальное явление и с ним надо бороться социальными средствами. Надо создавать рабочие места, чтобы люди имели возможность заработка, а не занимались нелегальной деятельностью. Если экономическое положение человека улучшается, то он сам будет стремиться приобретать сигареты, топливо легально, лучшего качества.

Отмечу, что на российской границе существенно изменилась ситуация, сократились потоки курсирующих людей, вероятно, стало невыгодно заниматься таким «заработком».

В борьбе  с контрабандой надо применять широкий спектр мер,  в том числе и  разъяснять, что, к примеру, доходы от продажи табачной продукции поступают в бюджет и, соответственно, идут на нужды пенсионеров, других социально уязвимых групп. Кроме того, сокращение курения позитивно сказывается на здоровье общества.

— По какому принципу работает таможня?

— Таможня – неотделимая часть логистики. 8 таможенных постов открыты на внешних границах. Есть внутренние посты, которые находятся возле логистических центров, есть и мобильные таможенные группы. Кроме того, мы проверяем  деятельность хозяйственных субъектов. Так, недавно в Каунасе проверили бензоколонки нескольких компаний. Кстати, выявлены нарушения у тех, кто якобы говорит о защите рынка, на деле совершая противоправные действия.

Замечу, что международную торговлю с третьими странами регламентируют более 4 тысяч актов, за выполнением которых мы и следим.

Так уж сложилась, что деятельность таможенников общественностью оценивается неоднозначно. Предпринимаются различные меры по предотвращению коррупции среди работников таможни. В рамках нашей структуры работает отдел иммунитета, сотрудничаем с предпринимателями, сообщаем о случаях противоправных действий.

Одно из типичных нарушений. Бывает, что люди якобы забывают деньги в документах. Мы ввели систему фиксации таких случаев. Вложенные деньги расцениваются как попытка взятки должностному лицу, и в таких случаях особенно тщательно проверяем человека, груз. В этом году зафиксирован 341 подобный случай, 31 из них был признан как попытка дачи взятки (то есть при проверке были выявлены нарушения).

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...