Как заработать на борьбе с коррупцией? Изучаем украинский опыт…

Эта история в Украине уже отшумела, но опыт достоин изучения. Итак, депутат Верховной Рады Игорь Рыбаков. Процитируем «Главком»:

«По словам бывшего высокопоставленного работника таможенной службы (пожелавшего остаться неназванным, однако разговор с ним у нас записан на пленку), в 2008 году Игорь Рыбаков организовал грандиозную коррупционную схему вымогательства денег с работников таможни.

Как известно, в предыдущем и нынешнем созыве Верховной Рады Игорь Рыбаков создавал мифологизированное объединение «Контрабанде – Стоп!». По словам собеседника «Главкома», это объединение и было прикрытием для работы «схемы».

Рыбаков

Иллюстрация — http://ord-02.com/

Эта «схема» выглядела следующим образом. Помощники депутата приезжали к начальнику той или иной региональной таможни и требовали от 100 до 200 тысяч евро. Бытовое вымогательство объяснялось просто: за эту сумму было обещано оставить таможню в покое и не копать под ее начальника. По этой версии, иногда на «душевный разговор» с начальником таможни появлялся лично Рыбаков, который на пальцах показывал, как он будет насылать на таможню проверки, как будет инициировать расследование, прикрываясь депутатским мандатом, и как будет добиваться увольнения начальника той или иной таможни.

«Вымогательство со стороны Рыбакова было. Иначе – угрожал увольнением и проблемами. Все очень просто проследить, если поднять депутатские запросы, которые от его имени направлялись в различные учреждения для проверок той или иной таможни. Чтобы проворачивать схему вымогательства он создал в Верховной Раде нефракционное объединение «Контрабанда – стоп». Полномочий у нее не было, но запугивать он мог», — сообщил нам бывший начальник одной из крупных приграничных таможен.

Кто-то соглашался по-доброму, идя на поводу у Рыбакова, кто-то – прямым текстом «посылал» ходоков, после чего от народного депутата направлялись десятки депутатских запросов с требованием провести проверку той или иной таможни. За запросами шли бесчисленные проверки, ревизии и прочее. Поскольку региональных таможен в Украине предостаточно, урожай можно было собирать постоянно.

Собеседник «Главкома» также утверждает, что давно был знаком с Рыбаковым, а потому мог себе позволить отвергнуть его вымогательство: «Хотели найти крючок, но я ему сказал – когда я уже был начальником управления по борьбе с контрабандой, вы в Одессе таскали шмотки на базар. У меня позиция была жесткая – я в такие игры не играл, на шантаж не поддавался. Потому в конце концов это стало причиной, почему я ушел из системы. Мои коллеги рассказывали, что такие вымогательства происходили и в других регионах. У меня на таможне четыре помощника Рыбакова две недели рылись в документах, но ничего не нашли».

Однако этому «бизнесу» Рыбакова в один прекрасный момент пришел конец. Несколько начальников таможен, собравшись с духом, доложили о происходящем «наверх», то есть главе таможни. На тот момент ГТСУ руководил Валерий Хорошковский, который, думаем может подтвердить в случае чего факт состоявшегося с Игорем Рыбаковым «тяжелого мужского разговора».

Подтверждение слов нашего собеседника мы также нашли и в Интернете. В 2008 году, когда Рыбаков покинул фракцию БЮТ, издание «Обком» обнародовало информацию о смешной истории, произошедшей на Чопской таможне. По данным издания, тогда в кабинет начальника местной таможни якобы пришел Игорь Рыбаков, требуя передать ему 200 тысяч евро. Иначе тот лишится должности. Сумма взятки вроде была написана на бумажке, а когда руководитель таможни вызывал помощников, чтобы запротоколировать факт вымогательства, Рыбаков проглотил записку. Правда, чуть позже историю со съеденной запиской начальник Чопской таможни опроверг, но информация с вымогательством так и зависла. Сам же Игорь Рыбаков тогда заявлял, что пал жертвой таможенных коррупционеров.

Не нам решать, настолько правдивой была история, рассказана нашим источником, как и история «Обкома» трехлетней давности. Но как-то слишком уж часто Игорь Рыбаков становится героем рассказов о коррупции.

Более того, народный депутат Кирилл Куликов публично заявлял, что «деятельность Рыбакова (в рамках программы «Контрабанда — стоп!» — ред.) должна стать предметом расследований правоохранительных органов». При этом нардеп уверял, что, по его данным, порядочным людям в этой программе делать было нечего: «Рыбаков занимался серьезной программой «Контрабанда — стоп», и приглашал туда меня. Но когда я понял, чем эта группа занималась, то исходя из принципов порядочности и законности, отказался».»