Инна Биленко: «Сотни внутренних таможенных терминалов в Украине являются рассадниками коррупции»

ИННА БИЛЕНКО: «НИ ОДИН ТАМОЖЕННИК НА ГРАНИЦЕ НЕ ХОЧЕТ ОФОРМЛЯТЬ ЛЕГАЛЬНЫЙ ГРУЗ»

ИННА БИЛЕНКО: "НИ ОДИН ТАМОЖЕННИК НА ГРАНИЦЕ НЕ ХОЧЕТ ОФОРМЛЯТЬ ЛЕГАЛЬНЫЙ ГРУЗ"

Председатель ОО «Таможенный контроль» Инна Биленко рассказала кто и для чего открывает в Украине сотни внутренних таможенных терминалов, почему они являются рассадниками коррупции, и как преодолели эту опухоль в Европе.

Инна Биленко — председатель общественной организации «Таможенный контроль». Получила образование менеджера-экономиста в Украинском государственном химико-технологическом университете в Днепропетровске. Имеет более 10 лет опыта в компаниях, связанных с таможенными делами, в частности в компаниях «Сакал-Металл Украина», «Бизнес трейдинг» и ООО «ЭрДом». Занимается продвижением реформ на украинской таможне.

— Мы постоянно слышим о борьбе с коррупцией на таможне. Время от времени взрываются контрабандные скандалы, летят какие-то головы и истории забываются. Улучшается после таких «разгонов» работа таможни?

— Ну конечно не улучшается (смеется). Это все точечные, показушные мероприятия. И, чтобы вы понимали: контрабанда — это капля в море потоков грузов через границу, от силы — 5%. Есть еще около 10% «серых» грузов. А остальные, основная масса — это все легальный товар. И вот здесь как раз самая большая коррупция, массовая. Именно в этом легальном секторе выкручиваются руки честным предпринимателям, и на них зарабатываются самые большие нелегальные доходы.

— Каким образом, если это абсолютно белый товар?

— Можно сказать легко и элегантно. Смотрите. Есть таможенный грузовой переход на границе, там сидят таможенники, и они сидят с одной целью — пропускать контрабанду или «серый» груз. У них нет ни желания, ни знаний для того, чтобы оформлять легальные грузы. Люди работают там по 20 лет, но если ему дать оформить документ — он не сможет этого сделать. Он умеет только брать взятку. За что они берут взятки? За то, что они не будут открывать машину и смотреть, что там. Есть три варианта: первый, наиболее «черный» — машина по документам пуста, а она на самом деле загружена неизвестно чем, второй, «серый» — по документам на 50% правда, но на 50% что-то другое, и третий вариант — легальный груз. Этот последний вариант таможенника на границе не интересует. Такую машину таможенник быстро прогоняет на внутреннюю таможню.

— А в чем интерес таможни на внутренних терминалах?

— 100% терминалов в Украине — частные, государственных нет вообще. Заезд на эти терминалы платный — от $ 100 до 200 грн. Что такое терминал — это кусок асфальта, колючая проволока, пара будок или здание с таможенниками. На хорошем терминале в Киеве в среднем за сутки заезжали 1000 машин, то есть прибыль $100 тыс в день. Ни один терминал не работает без откатов. Без откатов терминал не откроют. Для того, чтобы открыть терминал, нужно иметь пакет документов. Там очень простые требования, если у вас есть $ 20 тыс, то можно запросто открыть собственный. Штат таможни ограничен, и если на новый терминал людей не хватает — они могут закрыть какой-то другой. Здесь речь только в том, кто даст больше денег. Внутренняя таможня — это коррупция, потому что сам терминал — коррупция, если бы терминалы были бы бесплатным и — тогда хорошо, но это не так.

— А нельзя настаивать на растаможке прямо на границе без заезда на внутреннюю таможню?

— Получится себе дороже. Если ты приезжаешь на таможню и говоришь «у меня все легально — растаможьте мне», в принципе, таможенник не имеет права не растаможить. Но всегда найдется повод отказать. Например, пишется себе документ, что у них нет зоны прибытия. И все. Прошу на внутренний терминал. Можно скандалить, подавать в суд — но это время, груз не может стоять долго.

— А как в Европе?

— В Европе вообще нет внутренних терминалов. Там растаможить машину можно и за 5 минут. Если ставить целью растаможить машину, а не заработать деньги. Есть система рисков — это такая программа, в которой написано, что если фирма едет впервые, то ее надо проверять тщательно, если — уже в десятый раз, то ее проверять не нужно. Если фирма по контракту уже 5 лет возит однотипный товар, то она белая. Если фирма возит сегодня стулья, завтра телефоны, а послезавтра анчоусы — это фирма рискованная. В ЕС проверяют только рискованные фирмы. Система рисков работает для таможенников, чтобы было понятно, какая машина подлежит осмотру, а какую можно сразу оформлять. Список фирм загружается в программу, а программа высчитывает, что если в этой фирме мало людей, заплатили такие налоги, находятся не по зарегистрированному адресу, и если эта фирма везет палету телефонов и две палеты зарядных устройств, то, скорее всего, на самом деле там полная машина телефонов. И программа выдает — осмотреть. Если по документам 5 тонн мебели, а упаковка заявлена ​​на 10 тонн, то программа выдает, что нужно перевесить товар. В конечном итоге на Западе осматривают где-то 1% фур и все происходит быстро.

— А в Украине не работает эта база рисков?

— У нас система рисков тоже работает, однако в программе могут редактировать список фирм как заблагорассудится. На этом также зарабатывают. Те, кто оперирует этой программой искусственно делают так, чтобы каждая вторая машина была в зоне «рискованных». А если платят деньги, тогда программа выдает, что груз чистый. Поэтому, если ликвидировать внутренние таможни и переводить оформления только на границу, то базу рисков надо сделать независимой от таможенников и прозрачной.

Если система рисков работает по-честному и над этим дополнительно осуществляется контроль, то рискованными будет 1% от всего потока машин. То есть мы оставляем очень малое количество внутренних таможен, которые будут базироваться в крупных узловых городах — Киеве, Одессе и других.

— А что делать с грузами, которые нуждаются в получении разрешительных документов или проведения экспертизы?

— Безусловно на границе такое оформление провести невозможно, именно такие грузы должны направляться на внутренние таможни. К таким товарам можно отнести продукты питания, которые должны соответствовать стандартам, растения, живой скот и опасные грузы.

Итак — 99% внутренних терминалов надо закрыть и сократить время оформления деклараций от 4 часов до 20 минут. И этот один, такой казалось бы маленький, но системный шаг гораздо больше оказал бы влияние на уровень коррупции и свободу предпринимательства, чем посадка тысячи взяточников.

Больше информации об ОО «Таможенный контроль» можно найти здесь.

Артем КарповИсточник:http://censor.net.ua/r388617Источник:http://censor.net.ua/r388617