Источник — http://www.mk.mk.ua/rubric/crime/2015/02/09/19547/
В Украине разгорается коррупционный скандал, который может стать крупнейшим со времен победы Евромайдана. Фотокорреспондент информагентства “Украинские новости” зафиксировал переписку народного депутата Виталия Хомутынника с губернатором Одесской областиИгорем Палицей, в которой последний спрашивает у депутата об условиях прохождения контрабандного товара через Одесскую таможню (она же Южная региональная). Хомутынник рассказывает губернатору, что с каждой машины “$10 000 раздача органам”. Что некто ранее упоминавшийся в переписке к этим деньгам даже не притрагивается, а зарабатывает $300 как экспедитор. Также депутат объясняет, что там “правохр (правоохранители. — Ред.) в доляшке”, что “основной организатор Мухин зам Макара” и этот же Мухин “раздает всем правохр”. Кроме того, депутат советует (или указывает) Палице не вмешиваться: “пусть делают что хотят”, — пишет Хомутынник.
Предположить, о чем и о ком идет речь, несложно — тем более, что фигуранты сами отреагировали на публикацию скандальной утечки. “Макар” — заместитель главы Государственной фискальной службы Анатолий Макаренко, а Мухин — директор департамента противодействия таможенным правонарушениям. Хомутынник и Макаренко уже прокомментировали скандал. Депутат заявил, что он сообщал губернатору о коррупции на Одесской таможне, а не консультировал его. “Я решил сообщить о существующей проблеме непосредственно главе Одесской государственной администрации Игорю Палице с просьбой прекратить незаконные действия. После чего мы обменялись информацией, что и зафиксировал журналист”, — объясняет Хомутынник. Макаренко на просьбу в Фейсбуке прокомментировать скандал ответил, что не видит смысла комментировать такое “гно”. “Пусть авторы разыгрываемого сценария комментируют”, — написал главный таможенник. На следующий день, 6 февраля, он опубликовал запросы к Хомутыннику и Палице с просьбой предоставить всю имеющуюся у них информацию“для соответствующего реагирования”.
КОНТЕКСТ
Ресурс “Украинские новости”, обнародовавший скандальную переписку, контролируется группой Дмитрия Фирташа — Сергея Левочкина. Виталия Хомутынника относят к сфере влияния Игоря Коломойского, который ведет медиавойну с Фирташем и Левочкиным. Конфликт Макаренко с Фирташем тянется со времени премьерства Юлии Тимошенко, конфисковавшей газ РосУкрЭнерго — таможенник Макаренко выполнил распоряжение Кабмина о растаможке газа РУЭ.
ЛІГАБізнесІнформ пообщалась почти с десятком предпринимателей, работающих с Одесской таможней, и выяснила, что там происходит и какое отношение к этому имеют Хомутынник и Макаренко.
Дорогой закон
Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ бизнесмены и чиновники более-менее одинаково описывают ситуацию на Одесской и других таможнях. Во время правленияЯнуковича была выстроена система, когда платить взятки по прейскуранту должны были почти все. “Тогда сильно подняли стоимость официальной растаможки. Например, тариф за фуру цветов установили больше чем $30 000, но все участники рынка знали, где на Ягодинской таможне сидит дядя, который все сделает за $15 000, — рассказывает киевский предприниматель. — Не хочешь идти к дяде? Тебя промурыжат на таможне, пока цветы не завянут. Поэтому платили почти все”. По его словам, сейчас специально никого особо не мурыжат, но двукратная разница между официальным тарифом и взяткой осталась — и соблазн велик.
Такая же ситуация на Одесской таможне. “Никто ни у кого ничего не требует. Берут только у тех, кто готов заплатить, — объясняет управляющий партнер юрфирмы Proxima Алексей Дорошенко. — На Южной таможне неофициально оформить контейнер (то, что в переписке назвали “машиной”) можно за $10 000-15 000. А растаможка вбелую будет стоить около $40 000”.
Недавно уволившийся высокопоставленный сотрудник таможенной службы признает, что сильно снизить количество бизнесменов, пытающихся сэкономить на таможне (он их называет барыгами), не удалось. “Барыги никуда не делись и в ближайшее время никуда не денутся: это их бизнес. Барыги — те, кто не ввозят в лобовую, а мутят с офшорами, весом контейнера, классификацией товара (влияет на ставку пошлины) и таможенной стоимостью. Они готовы платить таможенникам, и такие бизнесмены — основной источник дохода на таможне”, — говорит бывший чиновник. По его словам, есть еще и другая категория — контрабандисты. “Но это для избранных, особо зажравшихся таможенников, у которых сильная крыша. О количестве такого импорта мы с вами никогда не узнаем. Можно только предположить, исходя из разницы потребления и официального импорта”, — объясняет он.
“Контрабанда топлива как была, так и осталась, — рассказывает руководитель трейдера, работающего на юге Украины. — Если кому-то нужно завезти партию бензина без оформления — это только вопрос договоренности и цены”. С контрабандного топлива не платится НДС и акциз, отмечает он. “А это около 10 000 гривень на тонне (около 400 000 грн на цистерне. — Ред.). Часть этих денег идет на взятки. Причем топливо сливается в портах Килии и Измаила (Одесская область) прямо в бензовозы и сразу идет на нефтебазы или АЗС”, — объясняет топ-менеджер.
Какова роль в коррупционной схеме участников переписки?
Проверенные кадры
Объяснение Хомутынника, что он просил Палицу искоренить коррупцию, опрошенные бизнесмены воспринимают с неприкрытой иронией. “Схемы, выстроенные Хомутынником, работают, и он всячески старается сохранить кадры, назначенные при его кураторстве”, — уверяет крупный бизнесмен. Впрочем, в большинстве случаев источником сведений о “кураторстве” Хомутынника являются статьи в СМИ.
К Макаренко неоднозначное отношение: никто из бизнесменов или чиновников, с которыми разговаривали журналисты ЛІГАБізнесІнформ, не обвиняет его в коррупции, но у многих есть претензии к его эффективности в качестве борца со взяточничеством.
“Макаренко не раз обещал разрушить все эти схемы. Издавал правильные приказы, писал грозные указания. Но схемы никуда не делись, разве что в гривне тарифы выросли, — сетует импортер из Одессы. — На встречах с нами он говорит одно, а делает другое. Например, с его благословения реализуется схема ухода от люстрации: начальник таможни переводится на должность начальника поста, одновременно сохраняя должность и. о. начальника таможни. До начальника поста люстрация доберется года через два, а пока чиновник, назначенный еще при Януковиче, может спокойно наживаться. Макаренко не в курсе? Сомневаюсь”.
Бывший высокопоставленный таможенник считает вполне возможным, что олигархические группы используют скандал, чтобы сменить довольно независимого Макаренко на более лояльного руководителя таможни. “Не исключаю, что они(группа Фирташа и группа Коломойского. — Ред.) вместе будут топить подводника(Макаренко — капитан 1-го ранга, проходил службу на атомных подлодках. — Ред.).Но для отвода глаз будут говорить о Мухине. А Мухина летом притащил Макаренко”, — объясняет экс-чиновник.