Первоисточник — «Парламентская газета» — Гражданство для томата. Недорого. Как контрабандисты обходят российские контрсанкции
Политико-экономическое давление на Россию и её ответные меры привели к созданию хитроумных контрабандных схем. Люди, занимающиеся незаконным перемещением товаров через границу, со времён Чичикова отличались творческим мышлением и недюжинным воображением. А необходимость спасать от убытков или разорения сотни фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, попавших под встречные санкции России, весьма стимулирует эту криминальную, говоря современным новоязом, креативность.
В Полесье есть не только океаны, но и тропики
Каким путём попадает продовольственная контрабанда в Россию? Со времён первых российских контрсанкций против Европы и США важнейшим перевалочным пунктом стала Белоруссия. Товары ввозят в обход закона, маскируя контрабанду в потоках легального импорта из стран, не попадающих под санкции. Это приводит зачастую к удивительным открытиям. Например, после запрета поставок ежевики из Польши и Прибалтики мировым лидером по её экспорту в Россию стала Бразилия, где эту ягоду нельзя выращивать в промышленных масштабах по климатическим условиям. Одновременно в израильской пустыне получили гигантский урожай голубики, совершенно северной ягоды, а в швейцарских Альпах, словно в Болгарии или Испании, зацвели гигантские яблоневые сады. Подобную контрабанду ввозили и ввозят через территорию Белоруссии, оформляя там «правильные» транзитные сопроводительные документы. Параллельно предприимчивые белорусы попытались заработать не только на своём транзитном статусе, но и на перефасовке продовольствия, выдавая его за своё, произведённое на территории Таможенного союза. В течение года резко выросли поставки в Россию не только «белорусских» креветок, морского окуня и мяса, но и некоторых субтропических фруктов! В результате в декабре 2015 года Россельхознадзор ввёл специальный фитосанитарный режим и потребовал дополнительно подтверждать подлинность происхождения документов, на основании которых Минск оформлял свои реэкспортные обязательства.
Вылетаю вечерней фурой
Надо сказать, что подобное ужесточение требований было весьма своевременно: с 1 января Россия отменила действие зоны свободной торговли с Украиной, которая вошла в Торговый союз с ЕС. И Украина могла бы использовать белорусский транзит для поставок своих (и европейских) товаров в обход российской таможни. Теперь это будет затруднительно: Минск вряд ли рискнет портить отношения с Россией и рисковать льготными кредитами, гоня украинскую контрабанду под своим флагом.
Другой маршрут в обход российских платежей — казахстанский. Здесь использованы вольности Таможенного союза: при которых нелегальный груз, следуя якобы транзитом из Европы в Казахстан через Россию, по пути растворяется на отечественной территории. Казахстан не вводил санкции против Европы, а в прессе получил известность случай, когда белорусская фура с грузом польских яблок и цветной капусты согласно маршрутному листу проследовала через Псков на казахстанский Петропавловск, находящийся в трёх тысячах километрах. А через три дня та же самая фура с тем же самым ассортиментом и тем же самым фитосанитарным сертификатом пыталась въехать с территории Белоруссии уже в Брянскую область. Вроде бы в Белоруссии пока не изобрели летающих фур и дальнобойщиков-пилотов. Следовательно, товар был реализован в России. Таможенники отмечают, что такие схемы сейчас очень популярны среди контрабандистов, а заказывают их крупные российские ритейлеры, получая громадную прибыль.
О бедном эфенди замолвите слово
Но самые большие испытания ожидают российских таможенников и правоохранительные органы в связи с введением эмбарго c 1 января 2016 года на продовольственный импорт из Турции. По данным Минэкономразвития под запрет попадут овощи, фрукты, мясо птицы и соль, которые Анкара поставляла на сумму около миллиарда долларов в год. Импорт на 80 процентов шёл через Новороссийский торговый порт. А всего на турецкие овощи, фрукты и орехи приходилось около одной пятой совокупного российского продовольственного импорта. В том числе из Турции завозили 60 процентов импортных яблок, груш и айвы, 53 процента свежих огурцов, 47 — лука всех видов, 19 процентов цитрусовых и 26 — томатов.
Утрата такого рынка для турецких фирм — тяжелейший удар, и понятно, что они будут искать нелегальные пути, чтобы компенсировать громадные финансовые потери. География турецкой контрабанды вполне предсказуема. Это в первую очередь Абхазия, которая имеет с Турцией многолетние и обширные экономические и культурные связи. К тому же республика производит те же самые овощи и фрукты, что и Турция. Следовательно, есть богатые возможности для смешения цитрусовых, винограда, персиков, орехов и так далее. Тем более что у абхазов уже есть некоторый опыт в подобных операциях: со времени введения европейских контрсанкций поставки мандаринов из республики возросли на треть без увеличения общей площади посадок. Любопытно, что руководство республики недавно пообещало, что готово нарастить экспорт одних только мандаринов в ближайшем будущем на 10-15 тысяч тонн или примерно на четверть от нынешнего уровня.
Однако крошечная Абхазия всё же не сможет перевалить, оставаясь в рамках приличия, всю турецкую продовольственную контрабанду. Видимо, будет использован и азербайджанский маршрут, тем более что Баку поставляет в Россию те же группы сельхозпродукции. Азербайджанские власти уже заявили, что готовы компенсировать прекращение поставок турецких помидоров. Очевидно, теми же самыми турецкими помидорами с предоставлением им азербайджанского «гражданства». Эксперты отмечают, что уже сегодня официальные цифры взаимных российско-азербайджанских торговых операций содержат массу противоречий, что свидетельствует о ввозе продовольствия из третьих стран под видом азербайджанского. Возможно использование и казахстанской схемы, однако уже через Каспийское море с помощью торговых судов.
Конечно, наиболее эффективным способом прекратить или ограничить контрабанду является наращивание отечественного сельхозпроизводства. Однако дело это не быстрое, требующее немало месяцев, а то и годов. Потому основной груз ответственности за противостояние нелегальным поставкам сегодня — на таможенной и пограничной службах, и на согласованных действиях всех членов Таможенного союза, но прежде всего — Казахстана и Белоруссии. Накануне Нового года руководители стран ТС собрались в Москве и, кажется, достигли взаимопонимания с Россией по этой крайне деликатной теме.