Криминал на колесах. Подкинем работы Интерполу
О чем стучат железные колёса?
В последние полгода с регулярностью в СМИ появляются практически одинаковые заголовки о задержаниях на железной дороге контрабанды. Были они и в «Брестском курьере», и во многих других изданиях. Вот несколько примеров, относящихся к разным происшествиям:
«Поляки находят в составах с лесом контрабанду из Беларуси…»,
«В железнодорожном ПП «Буг» в составе с лесом обнаружена партия контрабанды…», «Брестские пограничники находят контрабанду в составах с лесом…», «В составе с древесиной поляки обнаружили крупнейшую партию контрабанды…»
Казалось бы, все хорошо, злоумышленников остановили, не дали нанести ущерб бюджету Евросоюза, да и наши табачные фабрики не внакладе – продажи за счет контрабандистов лишь повышаются. Однако что-то здесь не так. Информационные сообщения с границы часто сопровождаются оперативными фотографиями. И вот смотрим на них и удивляемся. А ведь эти десятки ящиков ручками под бревна не запрячешь! Сделать это можно только в процессе погрузки на предприятии-отправителе. И извлечь тоже можно только в процессе разгрузки на складе получателя, с использованием спецтехники.
Фото — «Виртуальный Брест»
Невольно задаешь себе вопрос: как же так? Что это за загадочные отправители и получатели вагонов леса? Попытаемся прикинуть, сколько можно заработать честному контрабандисту на одном ящике сигарет. Прикинул: что-то около 300 долларов с короба (опытные контрабандисты пусть меня поправят). Получается, что десять ящиков под бревнами – и эти бревна вообще не нужны. Быть может, торговля лесом только прикрытие, а отправитель и получатель одно лицо? Но что-то не слыхать про операции Интерпола в этом направлении — быть может, пока не догадались?
В какие края шуршат шины?
Почитаем скучную статистику — отчет Белстаткома за три квартала 2013 года. Вереницы цифр просто усыпляют нормального человека. А вот мы возьмем, да и найдем, чем разбудить воображение.
Раз уж мы заинтересовались, что кроется под экспортом леса, поищем, что там, в статотчетах, пишут. Взгляд скользит вниз по странице и спотыкается о код ТН ВЭД 490199. Под ним значатся книги, брошюры и т.д. Сначала это радует – всё же лучше, чем сырой лес на экспорт продавать. Аж 3959 тонн на 17224 тысячи долларов! Машинально прикинул, сколько стоит килограмм книг, хотя грех так их оценивать. Но холодные цифры говорят, что1 кгстоит 4,35 доллара. Отличный бизнес!
Однако вникаем дальше в цифры. Кто у нас главный покупатель? В СНГ, естественно, Россия. А в дальнем зарубежье?
Это невероятно, но главный покупатель — Нигерия, 368 тонн за три месяца. При этом соседняя Польша – всего только 1 тонну. В это трудно поверить, но возьмите отчет и посмотрите сами. На втором месте идут США, это можно понять. Но откуда среди крупных покупателей острова Фиджи и жаркая Гана? В Западной Европе основным покупателем является Швейцария — 89 тонн.
Вот смотришь на эти цифры и думаешь: где логика? Почему покупатели находятся в загадочных странах? По всей видимости, ответ в налогообложении Евросоюза. Быть может, книги из Беларуси до Нигерии даже не доезжают. Выехала фура, где-нибудь разгрузилась, а потом, допустим, в Черногории, купили документы, что груз покинул пределы Евросоюза… Конечно, это лишь предположения. Пусть Интерпол с этим разбирается. Рядовой гражданин не должен подменять следственные органы. А то сначала за них поработаем, а потом что ли, будем подменять судебные органы и исполнение наказаний? Этак мы далеко зайдем.
Наше дело лежать на диване да почитывать газету, иногда заглядывая между строк…