«Если «бизнес» устроен так, что требует сокрытия платежей (и налогов), то это не бизнес, а — контрабанда»

Хавала
Депутаты Госдумы предложили ограничить платежи через Яндекс.Деньги в целях борьбы с терроризмом. Но глупость такого предложения должна быть очевидна любому профессионалу — хоть в ФСБ, хоть в МВД — реально борющемуся с терроризмом.

Почему?

Депутаты Госдумы, кабинетные борцы с терроризмом, наверное, удивятся, узнав о существовании «Хавалы» — «неформальной финансово-расчётной системы на основе взаимозачёта требований и обязательств между брокерами» (цитирую это прямо по Википедии; хоть бы её прочитали, что ли, для начала, или просто в тот же Яндекс вбили слово «Хавала» и почерпнули информацию — и только потом предлагали законопроекты).

«Система основана на переводе денежных средств путём однократных уведомлений (например, по электронной почте, факсу или телефонными звонками). Материальные ценности перемещаются из страны в страну без сопроводительных финансовых документов. В силу того что все финансовые транзакции осуществляются методом взаимозачёта или при личных встречах, то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии.

Клиент-отправитель обращается к брокеру системы, который после получения денег отправляет своему партнёру в стране назначения платежа сообщение (телефоном, факсом, электронной почтой и т. п.). Сообщение содержит только сумму, имя получателя платежа и код (чаще всего порядок цифр на купюре). Для получения денег достаточно прийти к местному брокеру и назвать код платежа. Предполагается, что всего в мире действует около 5000 брокерских пунктов хавалы. Обычно они функционируют на крупных базарах.

Расчёты между брокерами в дальнейшем проводятся по клиринговой схеме, включая использование для закрытия сальдо золота, драгметаллов и т. п.»

Художественный пример, как это работает (события вымышлены):

«— Саламат бауш — поздоровался с сапожником на фарси Тарик, желая ему доброго здоровья.

— Альхамидулилла — ответил сапожник на том же языке

— Я заказывал хорошие, прочные ботинки — сказал Тарик

— На чье имя заказ?

— На имя доктора Хамада… — Тарик подал невзрачную записку, написанную на фарси дешевой шариковой ручкой.

В этой записке и в самом деле было написано про сапоги — дата принятия заказа, размеры, стоимость. Даже если бы Тарика остановили, обыскали и нашли эту записку — он разыграл бы недоумение, а потом вспомнил бы, что заказывал сапоги. Даже если бы стражи нашли это место — они нашли бы здесь только сапожника, тачающего обувь для небогатых покупателей, честного и туповатого. Только человек с очень богатой фантазией заподозрил бы в этой записке двойное дно, и, что парадоксально — оказался бы прав. На самом же деле — запись о сапогах означала расписку одного из агентов мировой нелегальной финансовой сети Хавала, которая в Пакистане звалась хидж. Где-то в Пешаваре или Карачи скромный торговец драгоценностями на базаре или мясник или такой же сапожник — принял от неприметного человека пакет, туго стянутый скотчем. Или банковскую карточку. И выдал эту записку, понятную лишь посвященным. Удивительно, но Хавала порой даже не брала деньги за перевод: хаваладар зарабатывал на разницу курсов валют, в свою, естественно пользу. Хавалой пользовались все, Хавала была везде — даже в толерантной Европе и совсем не толерантной к терроризму Америке — можно было найти такие неприметные лавки, из которых выходят люди. Так — делались переводы на родину, пожертвования на джихад и многие другие вещи. Так текла невидимая денежная рекам, невидимая, но могучая…

Сапожник… через несколько минут вынес коробку, перевязанную лентой. Тарик отогнул край — в коробке, пачка к пачке лежали иранские риалы, крупные купюры…

— Хвала Аллаху…

— Да, хвала Аллаху… — сказал сапожник — можете выйти сзади, там тихо.

— Не стоит…»

А вот так это работает в Москве. И это — реальность.


http://lenta.ru/articles/2007/06/29/hawala/

«Московские оперативники смогли выследить и арестовать участников международной сети «хавала», которая занимается нелегальным переводом денег, чаще всего от мусульман к мусульманам. В отличие от западных аналогов типа Western Union, мусульманская сеть построена на доверии, а не на официальных документах.Во многих странах «хавалу» считают очень опасной, поскольку через эту сеть террористы могут переводить почти неограниченное количество средств в любые страны»

[А как же Яндекс.Деньги? — удивятся депутаты Госдумы]

«Выследить «хавалу» и доказать причастность подозреваемых к нелегальному переводу средств почти невозможно. В западных странах завуалированная реклама сетей «хавалы» появляется даже в газетах — но ведь в таком же завуалированном виде в них может публиковаться и реклама проституции или наркотиков. Борьба с этими видами бизнеса ведется уже веками, но результатов пока немного — арест одного участника теневой системы приводит к тому, что на его месте появляются еще несколько.

Работает «хавала», широко распространившаяся по миру в середине XX века, приблизительно следующим образом. Представим, что гастарбайтер в Европе хочет перевести деньги своей семье в город N где-нибудь в Средней Азии. У него есть два варианта действий. Первый — обратиться в международную компанию по переводу денег, где он должен будет предоставить справки о доходах, ждать перевода несколько дней или недель и заплатить за услуги до 20 процентов от общей суммы.

Второй вариант — найти участника сети «хавала». Отдать ему деньги без всяких справок и документов, то есть рискнуть всем капиталом. Через день-два они дойдут до самого отдаленного уголка Средней Азии. При этом комиссия составит всего несколько процентов — впрочем, ее окончательная сумма зависит от того, насколько участник «хавалы» знаком с клиентом и какие он получил о нем рекомендации. Неофициальные, естественно.

«Хавала» может столь оперативно доставлять средства из-за очень развитой сети по всему миру. Отношения в ней развиваются на принципе доверия и взаиморасчетов, а документация фактически не ведется. Таким образом, доказать, что тот или иной человек причастен к отмыванию средств, оперативникам бывает очень сложно.

«Хавала» широко распространена в европейских странах, где традиционно много гастарбайтеров-мусульман, и в первую очередь в Великобритании. В США, по разным данным, действует до нескольких сотен отделений «хавалы».Они обычно работают под прикрытием какой-либо маленькой компании — по ремонту часов, продаже фруктов и других. Через фирмы-однодневки «хавала» может переводить средства и на легальные счета банков, работающих, как правило, в офшорных зонах.

В Россию сеть «хавала» пришла вместе с гастарбайтерами. Многие из них работают нелегально и, следовательно, не имеют возможности переводить деньги официально. Ездить же постоянно на родину с крупными суммами денег — и опасно, и накладно. А учитывая, что официальная система денежных переводов в России развита не очень хорошо, «хавала» рано или поздно должна была занять часть рынка. А следовательно, должны были появиться и уголовные дела, связанные с этой сетью.

В начале 2007 года сообщалось, что Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков раскрыла этническую сеть, легализовавшую доходы приблизительно на 3,8 миллиарда долларов. В ходе расследования, в частности, выяснилось, что нелегалам помогали опытные финансисты, помогавшие выстраивать «серые» схемы перевода средств.

В самом конце июня 2007 года газете «Время новостей» стало известно, что данное расследование подошло к концу. Выяснилось, что всего заведено два уголовных дела. По одному проходят граждане Афганистана Ахмад Шабир Афшар и Худайдад Хамаюн, по другому — уроженец Азербайджана и гражданин России Фуад Мамедов.

Они работали независимо друг от друга, но в одном и том же месте — на Черкизовском рынке, известном центре нелегальных эмигрантов. Их конторы обслуживали не только мусульман — «хавала» сумела привлечь клиентов-китайцев».

***

Наивно полагать, что эта система сейчас не действует в России, если когда-то накрыли отдельные её точки. Или у нас в стране уже не осталось рынков? Или кто-то — например, авторы антитеррористического пакета, председатель комитета Госдумы по безопасности Яровая, или бывшие «силовики» Луговой и Денисенко — рискнут заявить, что Хавала действует везде, но за исключением России? Или им незнакомо это слово?

А если система действует в России — почему же депутаты Госдумы нам впаривают что-то про «неперсонифицированные платежные средства», такие как «Яндекс-кошелек» или предоплаченные пластиковые карты, которые предлагается подвести под сокращение объемов анонимных перечислений? Нас держат за дурачков, предлагая вводить ограничения на Яндекс.Деньги и Qiwi? Или же эти депутаты просто не в теме?

Вообще, реально страшно, если у нас в стране борются с терроризмом люди, которые не знают простых, элементарных вещей. А если знают — то почему предлагают бороться с Яндекс.Деньгами?

«Думаю, что в первом чтении мы рассмотрим эти законопроекты в феврале месяце. Я сегодня предложил коллегам, и меня поддержали в том, чтобы на обсуждение таких законопроектов были приглашены руководители силовых структур«, — сказал Нарышкин журналистам после заседания Совета Думы.

Скажет ли хоть кто-то из этих силовиков о «Хавале»? Или и они тоже с серьёзными лицами будут кивать под камеры, подтверждая «опасность» Яндекс.Денег?