- Прямая контрабанда из Белоруссии и Казахстана. Это те страны, которые входят в Таможенный союз. Формально товар, который перевозится между РФ, Белоруссией и Казахстаном не подлежит таможенному досмотру. Но после серии громких конфискаций, в частности 840 тонн утиной грудки осенью 2014 года, Россельхознадзор начал досматривать грузы и из этих стран. Однако объем таких поставок очень велик.
- Реэкспорт. Товар из стран, попавших под санкции приходит в Белоруссию или Швейцарию, и там переклеиваются этикетки. Товар под видом белорусского или швейцарского попадает в РФ. Косвенным доказательством объемов, которые проходят через эту схему может служить то, что объем яблок, ввозимых из Швейцарии, увеличился в 400 раз после введения санкций. В 5 раз увеличился объем ввозимой рыбы из Белоруссии.
- Товар ввозится под видом другого. Заменяются коды в таможенных декларациях, например, на стройматериалы. Мы говорим, что у нас запрещен для ввоза сыр с лактозой. Лактозу попросту не указывают в составе сыра. Получается, что товар из санкционного превращается в разрешенный для ввоза.
- Ввоз через Крым. В условиях становления таможенной системы в Крыму, там не хватает ресурсов, чтобы досматривать грузы. Эти злоупотребляют предприниматели. Плюс к этому – нет запрета на ввоз товаров из Украины в Крым. Ввезенный в Крым товар под видом украинского может быть совсем иного происхождения. А из Крыма он может быть ввезен в другие регионы страны.
- Товар ввозится транзитом. Заявляется, например, что его везут в Казахстан, но до конечного получателя он не доходит и «теряется» в России. Перемещение товара на территории РФ отследить крайне сложно.