Кто больше задерживает контрабандных сигарет, белорусская или польская таможня?

Дым Отечества в рекламе киосков — «Брестский курьер»

Более тысячи брестчан подписались под обращением «Оградите нас от рекламы табака!». Однако тема продажи табачных изделий имеет много измерений.

Убрать слово «табак»?

Информационный повод  возник, когда 22 сентября обращение было направлено в Министерство здравоохранения, Палату представителей и Администрацию президента. Об этом  сообщила СМИ, в том числе «Брестскому курьеру»,  активист кампании, председатель Брестской городской организации Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Анна Канюс.

По ее словам, основанием для такого обращения и проведения одноименной гражданской акции стало то, что в Бресте на остановках общественного транспорта в течение последних нескольких месяцев в массовом порядке были открыты торговые объекты с названием «Табак» или производными от этого слова. В направленном властям обращении говорится о недопустимости размещения таких торговых объектов на остановках общественного транспорта в непосредственной близости от школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта. Доступность и навязчивая реклама направлены на увеличение потребления табачных изделий.

Дым Отечества в рекламе киосков

Подписавшие обращение требуют внести (инициировать) изменения в декрет президента от 17 декабря 2002 года № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»; в закон «О рекламе». В частности, запретить называть торговые объекты «Табак» и производными от этого слова.

Чей ты, «Табак»?

Здесь надо уточнить, что пугающее слово на киосках появилось не случайно. Это название унитарного предприятия  «ТАБАК», чья «родина» в Гродно, предприятие основано известной табачной фабрикой.

В 2013 году было решено зарабатывать не только на производстве и оптовой продаже, но и в рознице. На сентябрь 2016 года, по данным самого предприятия, в Беларуси открыто 499 киосков. Непосредственно в Бресте, как значится на Яндекс-карте, – 9.

Так что слово обозначает название предприятия, ниже его на витрине более мелкими буквами и написано, «унитарное предприятие».

Что на это сказать? Раз такое название утвердили когда-то, почему бы его и не написать. Однако воображение уже подсказывает идеи для крупного бизнеса, названия для фирм «Водка», «Пиво», «Мясо», «Яйца»…

Заметим, что ранее петиции с протестами против дразнящего названия подавали и в Гродно, где таких киосков установлено больше всего.

Кому идут налоги?

Очень жаль, что в Бресте нет своей табачной фабрики. По данным этого года, Гродненская табачная фабрика формирует треть бюджета своей области. Это больше, чем дают такие крупные предприятия, как «Гродно Азот» или «Гродноэнерго».

Теоретически, войны между областями устраивать неуместно, потому как в бюджете страны всегда планируются денежные трансферты, которые перераспределяют средства в пользу отстающих регионов. Однако даже на уровне здравого смысла понятно, что чем больше гродненцы продадут сигарет через свою сеть, тем меньше продаст брестская торговля. В их числе как крупные магазины, так и киоски предпринимателей и «Союзпечати». Как-то поинтересовался у одной продавщицы, какова доля сигарет в ежедневной продаже. Она ответила, что «Около трети, как и газеты». Так что продажа сигарет в киосках позволяет держаться на плаву для продажи других полезных товаров. На одних газетах и журналах торговые точки держать будет значительно труднее.

Но в чем действительно можно упрекнуть табачную сеть, как это в мрачном внешнем виде. Голые витрины совершенно не радуют глаз. Почему у них такой скудный ассортиментный перечень?

Сеть – против контрабанды и для контрабанды?

Один из резонов иметь широкую торговую сеть с товарами по разумной цене – это противодействие возможной контрабанде сигарет.  Курильщики у нас есть и будут, это неустранимый факт. А вот бабушек с «LM» на перекрестках – нет. И это не вопрос сознательности, а вопрос отсутствия экономической выгоды. И вклад ГТС и ее сети – очевиден.

Таблица №1. Структура табачного рынка Беларуси (источник- tut.by).

1

И есть еще такой деликатный вопрос, как обеспечение товаром отечественных контрабандистов. Можно делать вид, что явления не существует и торговая сеть не в курсе, кто и зачем скупает сигареты ящиками. А можно обратиться к официальной информации. Вот сколько сигарет задерживалось в прошлом, 2015 году, по данным соответствующих ведомств. Чтобы легче было представить объем, попробуем погрузить сигареты в грузовики, в каждый засунем по 500 ящиков, в каждом – 500 пачек. Итак:

— Пограничники Бреста: «Всего по итогам прошлого года в пунктах пропуска через границу только на белорусско-польском направлении участка ответственности Брестской пограничной группы пресечено более 20-ти попыток незаконного перемещения табачной продукции на сумму более 4,5 млрд. белорусских рублей.»  Предположив, что средняя пачка сигарет для контрабанды стоит 10 тыс. рублей, получаем 450 тыс. пачек, или 900 ящиков. То есть, 2 грузовика.

— Таможенники Бреста: «900 тыс. пачек сигарет.» Это 1800 ящиков, или 4 грузовика.

— Таможенная палата Бяло-Подляски: «W 2015 roku funkcjonariusze Izby Celnej w Białej Podlaskiej zatrzymali 6,4 mln paczek papierosów». Это 12800 коробов, или 26 грузовиков.

— Таможенная палата Белостока: « W ubiegłym roku podlascy celnicy przechwycili niemal 3,5 miliona paczek nielegalnych papierosów. Od początku tego roku funkcjonariusze Izby Celnej w Białymstoku ujawnili już ponad pół miliona paczek papierosów pochodzących z przemytu». Получается — 7000 коробов, которые помещаются в 14 грузовиков, но зона Белостока  лишь частично граничит с Брестской областью, больше с Гродненской.

А что говорит Белстат о продажах на экспорт белорусских табачных изделий? Там есть такая интересная позиция, как экспорт табачных изделий в «неизвестную страну». То есть, у нас купили, но явно не выкурили, а куда-то вывезли…

экспорт в 2015

Так вот, в 2015 году на экспорт ушло 6 242 миллиона сигарет на общую сумму  171 087,8 тысячи долларов, по средней цене 27 408. Это где-то по 0,55 доллара за пачку. А в какие страны? А вот тут-то есть загадка.

На 11 046,8 тысячи долларов купила Украина. Чуть меньше – Молдова, на  6 752,1 тысяч долларов. Но больше всех было вывезено непонятно куда. Туда уехало табачных изделий на 140 297,6 тысячи долларов. Переведем 2 897 миллиона штук в пачки/ящики/грузовики уже известным образом, и получим  579 грузовиков.

Как вам масштабы? Впечатляет? А киоски, конечно, можно было бы и переименовать. Да и несовершеннолетним не следует курить, с этим спору нет…

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...