В Украину намерены ввозить пестициды и агрохимикаты без регистрации
Об этом говорится в материале AgroPolit.com.
Первичное обсуждение законопроекта состоялось на заседании парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Депутаты рассматривали законопроект №6606 «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» относительно ввоза пестицидов на таможенную территорию Украины. Законопроект подали Александр Бакуменко, Вадим Ивченко, Олег Кулинич и Николай Кучер.
В ходе обсуждения законопроекта мнение присутствующих о необходимости его принятия разделилось.
«Одни считали нужным принять его, другие — предлагали доработать и только потом принимать. Причиной этого стало отсутствие в законопроекте требования о предоставлении документального подтверждения государственной регистрации химикатов и пестицидов в стране, где они производятся», — пишет издание.
У аграрных депутатов есть разные замечания к отсутствию в законопроекте требования о предоставлении подтверждения регистрации химикатов и пестицидов.
«В первую очередь принятие законопроекта грозит статусу «органическая Украина». Во-вторых, законопроект лежит в плоскости политического треугольника «коррупция-контрабанда-контрафакт». Третья проблема, вытекающая из анализа документа, — национальная безопасность государства, ведь предсказать, как повлияет тот или иной иностранный химикат на окружающую среду и экологию очень сложно. Четвертая проблема — дефицит химикатов и пестицидов отечественного производства на аграрном рынке», — отмечает издание.
Также, не хватает в украинском законодательстве и предохранителей, которые могли бы стабилизировать ситуацию на рынке химических удобрений.
Напомним, что АМКУ проводит расследование злоупотребления монопольным положением на рынке удобрений группой компаний Ostсhem, которое завершит к концу 2017 г.
Страшная картинка отсюда: Особливо небезпечний — аналіз законопроекту про спрощення правил для ввезення пестицидів і хімікатів
По такой «заявки» в аграрных депутатов есть разные замечания. Причин для этого несколько.
Первая из них — это угроза статуса « органическая Украины » . «Должны быть выставлены очень серьезные предохранители, потому что, вы знаете, мы сегодня ставим вопрос о ГМО — что нельзя завозить, чтобы избежать правильного маркировку, уже кто-то там производит. А это ядохимикаты, и это знают все, кто с ними работал », — озвучивает первую народный депутат от БПП Григорий Заболотный .
Он является автором и второго «но», которое лежит в политической треугольнике коррупция-контрабанда-контрафакт . «Сегодня мы не просто так поднимаем тему о запрете ввоза химикатов. У нас был негативный опыт, когда несмотря на запрет, сорта и гибриды химикатов ввозились на территорию Украины контрабандой. Для того, чтобы история не повторилась, нам нужно прописать сельскохозяйственные предохранители. По моему мнению, есть смысл разрешить поставку пестицидов на заказ исследовательских институтов, испытывать их с точки зрения науки, а не пытаться заработать на этом деньги », — объясняет он.
«У нас и так слишком много проблем с контрафактом в стране, и фактически, это еще одна« дыра », которая позволит ввозить неизвестные препараты, имеющие неизвестный влияние на окружающую среду, чем у нас и так проблемы. Поэтому я считаю, что мы должны вернуть его авторам, доработать его. И если нужен комплексный подход, то подойти комплексно и решить этот вопрос », — добавляет нардеп из БПП Леонид Козаченко .
Заболотного и Козаченко поддерживает и член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Николай Лушняк .
Закон прост и понятен, но он не решает проблему коррупции, которая касается всех операторов рынка. Принять его — это еще не значит преодолеть ее. Мне кажется, нужно привлечь к обсуждению законопроекта ученых, членов Ассоциации защиты растений, ведущие компании, которые поставляют химикаты и пестициды, и тогда вместе с ними доработать законопроект. А именно — прописать предохранители, которые сделают невозможным коррупционные движения », — объясняет Лушняк.
Нардеп продолжает, мол, непонятно спешка авторов по изменению этого законодательства, ведь государство и так сегодня позволяет экспериментировать с опасными веществами. «В 2016-2017 гг. В Украине было зарегистрировано более 10 новых продуктов, которые параллельно зарегистрированы и в Европейском Союзе. И сейчас законодательство не запрещает регистрировать, испытывать. И мы пока определенные меры предосторожности, которые сегодня ставят барьеры », — объясняет он. Поэтому, продолжает Лушняк, предъявляемые к законопроекту выводы УКАБ и привязка о том, что этот закон даст нам большой толчок — и завтра у нас будет не 63 млн т зерна, а 100млн т — выглядит странно. «Украина сегодня идет в ногу с передовыми европейскими технологиями. Никаких задержек нет. Я отметил, что Украина регистрирует более 10 новых препаратов, аналогично каждая компания (производитель), которая завозит в Украину тот или иной пестицид, имеет свои испытательные участки, также адаптируются и параллельно регистрируются в ЕС », — говорит он, и советует не спешить, а то успеем. Поэтому, по мнению Лушняка, стоит отправить проект на доработку.
Читать по теме: МЭРТ ввел санкции в отношении российских производителей и поставщиков минудобрений
Третья проблема, вытекающая из анализа документа, — национальная безопасность государства , ведь предсказать, как повлияет тот или иной иностранный химикат на окружающую среду и экологию — очень сложно.
«Ввоз чужой вещества на территорию Украины — это рискованное дело. У нас и без этого сегодня хватает проблем, поэтому нельзя позволить, чтобы к нам поставлялись препараты, непонятно как повлияют на окружающую среду », — комментирует народный депутат Украины Андрей Кот .
Такого же мнения и первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк . Если не позаботиться о предохранители заранее, можно наделать беды. И сейчас я говорю не об количестве, а о «качество» препарата. Можно ввезти в Украину 2 л такого химиката, всколыхнет всю страну. Поэтому, возвращаясь к вопросу о предохранители, хочу сказать, что в законопроекте надо прописать меры предосторожности, которые защитят жизни украинский и не подорвут национальной безопасности страны », — объясняет он.
Четвертая проблема — дефицит химикатов и пестицидов отечественного производства на аграрном рынке . Подавляющее большинство украинских компаний не имеют возможности разрабатывать химикаты и пестициды самостоятельно из-за нехватки средств, необходимых для регистрации препаратов. Поэтому они вынуждены пользоваться научными разработками иностранных партнеров. «В этом году было зарегистрировано только 3 новые действующие вещества. Имеются в виду новые соединения, которые являются качественными, чем предыдущие. Всего в Украине зарегистрировано почти 3 тыс. Препаратов, и только 300 из них — оригинальные. Для понимания, другие 2700 препаратов — это суммарно около 15действующих веществ. Недавно мы встречались с Ассоциацией ягодников. У них на рынке нет препаратов, используя которые, они имели возможность защитить свой урожай от вредителей и болезней. Сейчас у нас есть лишь несколько препаратов на малину и клубнику. Поэтому говорить о запрете ввоза препаратов можно, но как она скажется на аграрном рынке, где и так нет нужных пестицидов? », — комментирует представитель агроэкономический комитета Европейской бизнес ассоциации и Европейской ассоциации защиты растений в Украине Виктор Погорелый .
Фото взято с: agrocentr.biz.ua
Читать по теме: Елена Ковалева: Органический сектор требует принятия нового закона
На это нардеп Сергей Лабазюк автоматически апеллировал: «На самом деле, действительно — у нас препаратов зарегистрированы тысячи, эти 17тысяч действующих веществ, они существенно не отличаются, они все равно производятся все без исключения в Китае. Вопрос: где происходит формуляция, с которыми присадками и т.д.? Мы не можем позволить в Украине ввозить все подряд без опытов, потому что завтра мы будем иметь проблему глобально уже в нашем АПК, опыты должны быть. Или мы должны создавать новые предохранители? Предохранителей, к сожалению, уже много, поэтому сегодня на рынке пестицидов, действительно, последние несколько лет практически ничего не регистрируют. И не потому, что не хотят или не могут завезти препараты для опытов, а потому, что ни для кого не секрет, сколько это стоит «по-черному» и как происходит эта сложная процедура. Когда официальная регистрация — это 10% от общего платежа, а по разным схемам регистрация продолжается 2-3года ». Поэтому, по мнению депутата, законопроект очень непростой, и прежде чем его одобрять, следует спросить мнения всех производителей из трех отраслевых ассоциаций по СЗР, в том числе украинских, а не только иностранных.
Предохранители
Дискуссия, которая разгорелась вокруг законопроекта о химические удобрения и пестициды, по мнению Виктора Погорелова, является безосновательным. По словам эксперта, необходимые предохранители, которых так всем не хватает, есть в законодательстве Украины.
В законе прописано, что опытные партии для государственных испытаний и научных целей осуществляется на основе научного обоснования. По какому принципу? Если компания хочет ввести новый препарат в Украине для испытаний, представители от учреждения обращаются, например, в Институт защиты растений. Там ученые обосновывают, какое именно количество препарата им нужна для проведения научных исследований, которые, как правило, длятся около 2 лет. Только после этого Институт обращается в Министерство экологии с официальным письмом, где отмечает, сколько препарата можно ввезти. Затем компания обращается в Министерство и получает необходимое разрешение. Обычно количество жидкости, которую можно ввозить, колеблется на уровне 2-5литров. В конце года компания отчитывается перед Министерством экологии о применении препарата », — объясняет Погорелый.
Поддержал его и народный депутат от БПП Николай Кучер . По его словам, этот законопроект нужен стране и аграриям уже давно, ведь речь идет о научно-техническое развитие и прогресс государства. «Об предохранителей. В предыдущих законопроектах, касающихся пестицидов и химикатов, они у нас есть. Пока мы говорим о завозе небольших партий препаратов для научного исследования », — подчеркнул он.
Читать по теме: Аграрии остаются без новейших технологий через незарегистрированные пестициды
ПАРЛАМЕНТУ — СЛОВО
Поэтому мыслей и эмоций было много. В общем все депутаты, присутствовавшие на заседании Комитета, признали, что законопроект нужно принять, но предварительно прописав в нем предохранители. «Не буду повторяться, давайте все же пропустим в первом чтении, пригласим ассоциации. Если исправим с учетом предохранителей, то пойдем вторично в зал. А не исправишь, потому что все мы знаем эти риски и, я думаю, откровенно разговариваем, то и не пропустим. Но сейчас можно в первом чтении пропустить », — предлагает народный депутат от« взаимопомощи »Иван Мирошниченко. Взвесив все за и против комитет таки рекомендовал парламенту принять данный законопроект за основу.